Буревестник
Бесогонщик Михалков отмечает юбилей

21 октября Никита Михалков, главный "бесогонщик" страны, отмечает 75-летие. Федеральные каналы отметили день рождения режиссера Никиты Михалкова, тематическими сюжетами о его жизни. Самым объемным поздравлением отличился телеканал «Россия 1», снявший почти полуторачасовой фильм о жизни и творчестве режиссера.

Но сегодня он бесогон. Почему Никита Сергеевич стал охотником на ведьм и что у него впереди? На эти вопросы в интервью Sobesednik.ru ответил кинокритик Виктор Матизен.

Бесогонщик Михалков отмечает юбилей

– Виктор Эдуардович, как Михалков превратился в «бесогона»? И есть ли шанс, что он еще снимет в качестве режиссера достойное кино?

– С моей точки зрения, Никита Сергеевич Михалков как режиссер и как общественный деятель представляет собой печальное зрелище. Я могу только наблюдать его человеческую и художественную деградацию.

Его фильмы становятся все хуже и хуже, его общественная позиция становится все более и более реакционной, а в некоторых случаях – выходящей за грань всякого разума, как, например, его передача «Бесогон».

Единственное позитивное, что можно отметить, – это работа в его Академии (Академия кинематографического и театрального искусства Н.С.Михалкова. – Прим. Sobesednik.ru). Я надеюсь, что как преподаватель он не утратил присущих ему качеств. То есть он может показать актерское мастерство, может продемонстрировать свои старые фильмы и дать много хороших советов. Хотя я не был в этой Академии и не видел его уроков, но надеюсь, что они полезны.

Все остальное, что он преподносит своим слушателям, только портит их. Если он проповедует свои неоконсервативные взгляды, если он учит охоте на ведьм (а это синхронное понятие с бесогонством)… В общем, если бы он имел власть, его можно было бы назвать великим инквизитором.

– Как вы думаете, то, что он говорит в своем «Бесогоне», Михалков говорит искренне или в расчете на рост подписчиков, на то, чтобы остаться в обойме у власти?

– Он, безусловно, превратился в комического старика. Но тем не менее сохраняет свое влияние. Потому что во власти сидят точно такие же бесогоны, как и он сам. Поэтому от его точки зрения ничего другого ожидать не надо.

Что касается его искренности… Когда пьяный изображает пьяного, он преувеличивает свою пьяность. Это что?! Точно так же Никита Сергеевич, который, безусловно, верит в то, что он говорит, несомненно, еще играет и преувеличивает.

Когда-то он меня назвал агентом либерально-атлантической диктатуры. И это меня смутило. Не потому что направлено ко мне. А потому что, оказывается, существует либерально-атлантическая диктатура, которая заплатила мне полмиллиона долларов. Полагаете, на полном серьезе он это говорил? Думаю, что нет, с каким-то большим внутренним преувеличением. Но интересно, что аудитория, вероятно, ему поверила.

Самое печальное, что Союз кинематографистов под его воздействием превратился в желто-маразматическую организацию, которая не сделала ничего полезного в общественно-политической жизни. Когда председателем был Элем Климов, Союз был самой прогрессивной общественной организацией.

– Получается, Михалков для власти – полезный дурак?

– Мне трудно сказать, считает ли его таковым Путин. Потому что и самого Владимира Владимировича можно считать марионеткой в других руках – некоего коллективного ЧК.

– Не начнет ли власть шарахаться от Михалкова-бесогона?

– Послушайте, если власть не шарахается ни от политолога Маркова, играющего кретина, ни от депутата Милонова, ни от телеведущего Соловьева, то что уж говорить о Михалкове.

Кстати. Брат Никиты Михалкова – 83-летний Андрей Кончаловский, завоевал в этом году специальный приз Венецианского кинофестиваля за фильм «Дорогие товарищи» о восстании рабочих в Новочеркасске. Премьера ленты, где снялась супруга режиссера, телеведущая Юлия Высоцкая, состоится в российских кинотеатрах 12 ноября.

Один из самых авторитетных отечественных кинокритиков, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин в интервью Sobesednik.ru назвал «Дорогих товарищей» Кончаловского «самым жгуче современным фильмом года».

***

Михалковы – отдельная династия, еще Гафт писал знаменитую эпиграмму:

«Россия! Чуешь этот странный зуд?! Три Михалкова по тебе ползут!».

Быть обласканным властью - главная их цель. К примеру, отличился Михалков-старший,переписывая гимны страны под любую власть и под любой строй, получая за это солидные вознаграждения.

Сам же Никитка давно выступает за конституционную монархию, но пока род Михалковых скипетр и державу не получил, так что главе семьи приходится выстраивать отношения с первыми лицами де-юре демократического государства.

Режиссер высказывался также об истинной сути крепостного права на Руси и его значении для народа:

«Ведь что такое было крепостное право? Крепостное право — это патриотизм, закрепленный на бумаге. Человек был связан со своей землей-матушкой не только чувством долга, но и документально. Крепостное право — это мудрость народа, это четыреста лет нашей истории. И теперь, когда мне предлагают вычеркнуть эти четыреста лет из нашей истории вычеркнуть, я говорю «Братцы, так вы что же думаете, наши предки дураками были?».

Контакты его отца сыграли, конечно, огромную роль, – сказал «Собеседнику» давний оппонент Михалкова – экс-глава Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен.

– Тот был в чести при Сталине, при Брежневе, при Хрущеве – в общем, при всех. Никита Сергеевич, вольно или невольно, брал пример. После путча понял, что наступает новое время и полезно быть поблизости от власти.

Отношения с властью для Михалкова начались именно с ельцинской команды: он, по выражению Виктора Матизена, «прислонился» к победе над путчистами. Но и до этого успел побыть советником по культуре председателя Совмина РСФСР Ивана Силаева – человека команды Ельцина. К тому времени исход битвы за власть между коммунистами и демократами еще не был предрешен, но чутье будущего «бесогона» не подвело. Через два с лишним года Михалков снова оказался в оппозиции, уже к Ельцину, и снова в осажденном Белом доме. Речь о событиях октября 1993 года, известных как расстрел парламента. Тогда он приехал к своему другу Александру Руцкому. А еще через месяц неожиданно признался, что хотел бы возвращения на трон Михаила Горбачева.

На вопрос, был ли Борис Николаевич ему чужим, Никита Сергеевич однажды заметил мне в интервью:

– Скорее я был Ельцину чужой. Мы в разных весовых категориях были, чтобы его можно было назвать «чужим». Я видел его всего три раза в жизни. Чужим был я, это было подогрето его окружением, меня называли руцкистом и так далее. Я не отказался от Руцкого тогда, когда от него отреклись все.

Одна из встреч Михалкова и Ельцина уже после тех событий была посвящена работе над фильмом «Сибирский цирюльник». Тогда, в середине 90-х, компьютерного монтажа не было, а режиссеру нужно было снять Кремль с дореволюционными двуглавыми орлами на башнях. Поговаривают, что Никита Сергеевич просил у Ельцина на один или несколько съемочных дней снять звезды, установить орлов, а потом, под шумок, так и оставить. Президент добро на столь радикальные декорации с главным символом страны не дал. Режиссеру-монархисту разрешили на один день лишь погасить лампы, вмонтированные в звезды, на двух башнях. Даже это разрешение было беспрецедентным: ранее кремлевские звезды гасили только в Великую Отечественную войну для маскировки во время налетов фашистской авиации на Москву.

– Транш на «Сибирского цирюльника» был дан Михалкову с ведома Черномырдина, который ему отпустил порядка 10 миллионов долларов. Подарок немалый, – рассуждает Виктор Матизен.

Михалкову удалось вернуться в обойму. Однако итогом тернистых отношений с Ельциным стал крепкий наезд режиссера на «Ельцин-центр» в Екатеринбурге уже после смерти первого президента России. Победу этой площадки в конкурсе «Лучший европейский музей» Михалков сравнил с наградой Третьего рейха. Ельцина, а вместе с ним и Горбачева теперь он считает преступниками.

– У него всегда претензия такая: на царя выйти. Так не будет. Что касается политики, у него большие претензии и амбиции, и это вредит, – сказал Горбачев в ответ на эти высказывания, посоветовав режиссеру не заниматься политикой.

«Путин мне интересен»

– Я никогда ничего не просил лично для себя, – признавался мне Михалков. – Разве я снял хоть один фильм для власти? Я дружил с Брежневым? Нет. Я дружил с Черненко? Нет. С Ельциным? Тоже нет. Я подружился с человеком, который мне показался умным, бесстрашным, быстро умеющим учиться, причем намного раньше, чем он стал президентом. Это был Путин. И что в этом предосудительного? Он мне интересен.

От прихода Владимира Путина к власти режиссер поймал вдохновение уже в первый год его правления. В 2000-м Владимир Владимирович решил вернуть России мелодию советского гимна. Новый текст написал 88-летний Сергей Михалков, соавтор прежних двух гимнов, восхвалявший то Сталина, то абстрактный коммунизм. На первую официальную запись нового-старого гимна он приехал с сыном Никитой, который выполнял обязанности одновременно и дирижера, и хормейстера, и звукорежиссера, подбирая акценты и тональности. Этот эпизод запечатлен в фильме Виталия Манского «Свидетели Путина» о переходе власти от Ельцина к нынешнему президенту. Но вспоминать Никиту Сергеевича документалист отказался: «Ничего хорошего про эту персону сказать не могу, поэтому лучше промолчу».

В первые годы правления Путин не раз бывал в гостях у Михалковых. Вместе с Владимиром Владимировичем туда на день рождения приезжали съемочные группы центральных телеканалов, запечатлевшие, как глава государства произносит тосты в честь именинника: «Я присоединяюсь к тем миллионам людей, которые любят Никиту Сергеевича, его творчество и его самого. Он – один из наших кумиров».

– Решил прислониться к очередному, к Путину, – комментирует Матизен. – Там могло и не быть каких-то прямых договоренностей о том, что власть будет ему помогать. Но это как расписка кардинала Ришелье: «то, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства». Таким образом он получил незримую и негласную индульгенцию. И этим ресурсом, несомненно, воспользовался, потому что заполучить в свое распоряжение, например, агентство, которое собирает деньги с «болванок», каждому бы не дали. Там гигантские деньги крутились.

При Путине Михалков сильно укрепил свой статус и влияние в киносообществе. В дополнение к президентству на Московском кинофестивале была учреждена кинопремия «Золотой орел» в пику уже существовавшей, но неподконтрольной ему «Нике». А в 2009-м он триумфально вернулся в кресло председателя Союза кинематографистов России после того, как в 2008-м его сместил предыдущий съезд. Спор кинодеятелей тогда вышел на уровень Минюста, и ведомство, по сути, приняло решение в пользу режиссера.

В это же время структуры, аффилированные с Никитой Михалковым, начинают активно работать в сфере сборов авторских вознаграждений. В 2011-м они скупают акции газеты «Культура» (по словам экс-главного редактора Юрия Белявского), и издание становится идеологическим рупором режиссера. Главным редактором Н.С. назначил Елену Ямпольскую, позже прошедшую в Госдуму по списку «Единой России» и в итоге сменившую в кресле председателя комитета по культуре Станислава Говорухина.

История Российского союза правообладателей, созданного Никитой Михалковым, началась, по сути, задолго до того как появился сам «михалковский налог» — 1% от оборота производителей и импортеров любой техники, позволяющей копировать и воспроизводить аудио- и видеозаписи. Летом 2009 года Союз кинематографистов предложил ввести такой налог, а для его сбора создать две новые структуры — Фонд развития культуры и Фонд развития кинематографии. В таком виде предложение имело мало шансов, потому что противоречило Гражданскому кодексу (он разрешает собирать деньги только аккредитованным организациям и только в пользу правообладателей). Но Михалков сменил тактику: продолжая лоббировать введение сбора, Союз кинематографистов осенью 2009 года создал совместно с РАО (Российское авторское общество) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности) новую структуру — Российский союз правообладателей (РСП, среди его учредителей было также несколько физических лиц, а Михалков стал президентом совета РСП).

РСП Никиты Михалкова собирает так называемый авторский сбор в один процент с каждого мобильного телефона, компьютера, ноутбука, планшета, видеокамеры, флешки, CD- или DVD-диска. Налог не распространяется только на продаваемые в стране телевизоры. В СМИ сбор часто называют «налогом с болванок».

Правом взимать такой налог организацию Михалкова наделили в 2010 году. Основанием для введения сбора послужил тот факт, что покупаемая пользователями техника в дальнейшем часто используется для записи, копирования и распространения музыки и видео в обход действующих авторских прав.

Оспорить законность собираемого Никитой Михалковым налога неоднократно пытались крупные технологические компании. Двум из них — Nokia и Panasonic — удавалось даже довести дело до Верховного суда РФ. Тем не менее, по этим и другим искам РСП всегда удавалось отстоять своё право взимать деньги с продаж техники.

Сам Никита Михалков заявлял, что ввести налог решили Госдума и правительство, а не он сам. Все обвинения в «барщине», взимаемой им с производителей техники, режиссёр отвергал.

Михалковский налог

Сергеевич Михалков. Это настоящий русский аристократ, дворянин. Как говорится, плоть от плоти... Представьте на минуту, что в России не один такой, а целый класс, который ей и управляет.

Представили? Теперь вам ясны причины революции 1917 года?

Вот всего пара цитат Михалкова, рисующие его во весь гренадерский рост:

1996 год.

«Я голосовал за Ельцина. Он мужественный человек... Шёл один против всей партийной системы, хотя мог бы совершенно спокойно, уже будучи там, наверху, двадцать лет прожить на одной и той же даче, с тем же лимузином, охраной и кремлёвской больницей... Он же не лез к власти, он её уже тогда имел... Хочет Ельцин того или не хочет, с его именем сегодня связано действительное воцарение свободы совести в России, и только с Ельциным сегодня может связывать своё будущее, свой расцвет не только православная церковь, но и все остальные конфессии, которые сосуществуют у нас. И это был шаг, который меня лично сразу повернул в его сторону, ибо русский человек без веры – не человек. Достоевский сказал ещё жёстче: животное. А я не хочу быть животным, я не хочу жить в мире животных».

2016 год.

«Я уверен, что ничего невозможно построить, не расчистив площадку. А расчистить площадку – это на государственном уровне признать преступления Горбачёва и Ельцина. Они совершили реальное преступление. Вольно-невольно, руководствуясь амбициями-не амбициями, сейчас не об этом речь. Их свершения привели к развалу нашей страны! И это самая великая геополитическая катастрофа, случившаяся за это столетие».

Ну не орел – такие головоломные кульбиты выполнять на лету?

Жополиз Михалков

 

Отметим, что в последние годы Михалков чаще появляется в новостях благодаря «всему остальному», а не фильмам. Так, широко разошлись транслируемые им конспирологические версии возникновения коронавируса, суть которых сводится к тому, что людей хочет чипировать Билл Гейтс, неоднократная жесткая критика «Ельцин Центра», который режиссер призывал закрыть, хотя сам был там непродолжительное время лишь раз, а также иными заявлениями и общественным активизмом.

Бесогонщик отмечает юбилей

Сегодня ему присвоили звание Героя Труда — причем не только как режиссеру, но и как общественному деятелю. Указ об этом подписал президент РФ Владимир Путин.


Ну и анекдоты в тему:

 1. Приходят инвесторы к Михалкову:

– Никита Сергеевич, мы вам 55 лимонов зелени на «Утомлённых солнцем» дали. Но что-то этих денег в фильме не увидели. Где они?

– Как где? А сцену боя в тумане видели? Так в этом тумане две танковые дивизии и полторы тысячи статистов в костюмах!

2. Никита Михалков не плачет. Он мироточит.

3. Никита Михалков зашёл в церковь и затерялся среди ликов святых. Если не найдётся – придётся канонизировать.

4. Приходит как-то Михалков в гости, а там не гости, а так – челядь.

5. Никита Михалков — предстоятель Союза кинематографистов.

6. Никита Михалков подал в суд на блогеров за фотожабы афиши «Утомлённых солнцем-2». Суд присудил нарисовать карикатуры на блогеров.

7. Никита Михалков лишь недавно узнал, что мир существовал и до его рождения.

8. Умирает Никита Михалков. Думает, где б получше ему быть похороненным. Выбирает ни много ни мало — Гроб Господень. Посылает запрос в Иерусалим. Оттуда ответ: можно, стоит 1 000 000 баксов. Михалков:

– Многовато что-то за три дня всего…

9. Собака Никиты Михалкова не повиливает хвостом, а повелевает.

10. Вместо иконок в машине Никиты Михалкова зеркальце.

11. Визитки Никите Михалкову делает иконописец Владимирского собора.

12. Оказывается, в имении Никиты Михалковы челядь и холопы не знают, что крепостное право уже отменили.


Особенно много было анекдотов про мигалку Михалкова, право на которую у него однажды отобрали, что вызвало эффект почти что Большого Взрыва, а самого Никиту Сергеевича одно время иронически звали МиГалковым:


13. Михалков поставил России ультиматум: «Не вернёте «мигалку» – заберу гимн!».

14. Никита Михалков приступил к съёмкам драмы «Лишённый мигалки».

15. Никита Михалков прилетел к нам из рабовладельческого строя на машине времени с мигалкой.

16. Дома у Никиты Сергеевича перед образами теплится лампадка. Она синяя и мигает.

17. Никита Михалков заявил, что отказывается от мигалки, поскольку ему вполне достаточно сияния нимба над головой.

Вот такие у нас в стране есть клоуны господа.

СОБЫТИЯ И ЛЮДИ 96 1 0.0 22-10-2020